Охранные системы на AMPA'99 - взгляд изнутри
(заметки заинтересованного любителя)
Необходимо сразу оговориться, что данные заметки являются абсолютно субъективными. У автора полностью отсутствует желание вступать в непродуктивные обмены мнениями по поводу изложенного материала. Он (автор) имеет некоторое отношение к охранным системам, поэтому взгляд его является весьма заинтересованным. Автор очень любит трудолюбивый и упорный китайский (тайваньский) народ, и это - заметки любителя.
Перед зданиями международного центра реют флаги стран-участников. Начинает работу ежегодная тайпейская выставка Авто/Мото Частей и Аксессуаров (AMPA). Напрасно искать на флагштоках российский стяг - вроде бы нас тут "просто не стояло".
Однако, это не так. В этом году мне представилась возможность не просто посетить выставку как возможный покупатель или просто любопытный российский представитель. В рамках совместного проекта с нашим тайваньским партнером мы представили на выставке новый ряд автомобильных охранных систем. Поэтому, мои заметки основаны не только на собственных впечатлениях. Тесные контакты с производителями и продавцами позволили взглянуть на проблемы изнутри, узнать больше о специфике производства и особенностях предложения. Очень хочется верить, что заметки могут быть полезны достаточно широкому кругу читателей, а не только узким специалистам.
Итак, AMPA - это одна из двух крупнейших ежегодных выставок в Тайпее, на которых продают и покупают автомобильные охраны. В отличие от осеннего "Электронного шоу" выставка имеет несколько камерный характер, она ориентирована в основном на покупателей из региона Ближнего Востока, стран Магриба и Латинской Америки. На выставке представлены в основном тайваньские фирмы, предлагающие недорогой и хорошо известный покупателям товар. Покупатели давно знакомы с продавцами, их совсем не интересуют особенности охран. Один китаец ехидно заметил, что часть арабских покупателей совсем не знает английского. Хватает знания фразы "сколько стоит?" и умения считать по-английски до 25. Большинство охран похожи по своим характеристикам как капли воды, они отличаются одной-двумя функциями. Как ни странно, они соответствуют наиболее часто спрашиваемому на сегодняшнем российском рынке типу: "…чтоб замки закрывала и орала".
Охраны комплектуются, как правило, простейшими датчиками удара (редко - двух пороговыми). Ни о каких компонентах индустриального (автомобильного, военного и т.д.) применения не может идти и речи. Поверхностный (SMD) монтаж элементов плат здесь редкость. Можно встретить модули, часть элементов на которые не установлена (сэкономлена). По каким причинам и как будет "орать" охрана, остается только догадываться.
Такое убогое однообразие производит (на первый взгляд) гнетущее впечатление. Пришлось проводить долгие и не всегда приятные для собеседников кулуарные беседы. Слава богу, собеседники были откровенны и отвечали честно. Выяснить удалось следующее: корни проблемы уходят аж к моменту образования собственно Республики Китай (читай - остров Тайвань) в ее нынешнем виде!
Изначально, еще при Чан Кай Ши, налоговое законодательство было построено в чрезвычайно льготном для мелкого бизнеса виде. Это и понятно, надо было поднимать экономику любым способом. Те, кого и поныне на Тайване уважительно называют "Первым поколением", достаточно просто открывали свои маленькие производства, много и тяжело работали, создавая нынешнее благополучие. Поэтому, современный Тайвань существенно менее монополизирован, чем (например) Южная Корея. Это ни плохо, ни хорошо - это просто так есть. Сложившаяся структура бизнеса очень гибка, она идеально подходит производству электронных плат для динамично развивающегося компьютерного рынка. Она абсолютно несовместима со сложными объемными производствами, например выпуском автомобилей. Замечу, что последний кризис в Юго-Восточной Азии слабо коснулся Тайваня именно по причине крайней гибкости мелкого бизнеса.
Обратной стороной проблемы является крайне жесткая конкуренция производителей. Производитель редко работает из 15% прибыли, чаще из 10%, а порой и из 5%! Поэтому, вопрос снижения издержек производства стоит остро как нигде. Если покупатель выбирает готовую охрану, торг идет вокруг каждого доллара. Типичные цены на охраны составляют 22…21…20 долларов. Гарантировано, что охрану стоимостью 24 доллара продать просто невозможно. В самом деле, зачем покупать ее, если рядом лежит точно такая же, но дешевле? С учетом региона поставки (повторяю, это Эмираты, Ливия или Венесуэла) больших проблем с элементами обычного температурного диапазона (от нуля градусов) быть не должно. Если на ваш автомобиль будет установлена подобного рода система, купленная у посредника из Дубаи, ее работоспособность весьма сомнительна.
Прошу понять правильно, тайваньские производители, как правило, готовы устанавливать элементы расширенного температурного диапазона. Точно так же, в спецификации практически любой системы указывается принципиальная возможность использования "плавающего" ("прыгающего", "изменяемого" и т.д.) кода и возможность применения стабилизированных на "еврочастоте" 433,92 МГц брелоков. Но это всего лишь опция, предлагаемая слишком разборчивому покупателю за его дополнительные деньги.
Алгоритмы работы охранных систем не грешат излишествами и по другой причине. Как отмечают сами производители, они являются аккуратными и вдумчивыми инжерами-технологами, талантливыми копиистами. Но какая-либо методическая школа подготовки высококлассных разработчиков, программистов отсутствует. Для этого необходим достаточно широкий кругозор, опыт общения с потребителями сложных охранных комплексов. Все это отсутствует на Тайване. Свои научные кадры они еще не научились готовить (на Тайване нет научных школ в нашем понимании, как нет науки вообще). Угоны автомобилей (как мне кажется) для Тайваня являются просто немыслимым делом - это не принято, это невозможно в принципе, да и куда вы уедете с этого острова?
Вместе с тем, сверхнизкая норма прибыли не позволяет заказывать программное обеспечение "на стороне" в развитых (в криминальном или научном плане) странах. Если норма прибыли 5%, то, продав 5 тысяч систем по цене 20 долларов за штуку, вы заработаете только 5 тысяч долларов (без учета налогов). На новые сложные разработки денег просто не хватит. Сил только-только хватает на взаимное подражание. И если вчера одна из фирм представила систему с дистанционным запуском, где силовой разъем уродливо торчит из корпуса, завтра же точно такой же разъем появится еще на 5-10 системах.
Чем же может привлечь тайваньский продавец своего потенциального покупателя? Разумеется, внешним видом брелока. Все фирмы стараются предложить от 3-5 до 10-15 разновидностей брелоков разных форм, расцветок и раскрасок. Существуют отдельные фирмы, специализирующиеся исключительно на нанесении разноцветных покрытий на готовые пластмассовые изделия. Брелоков много, брелоки разные. Правильно, ведь брелок - это лицо любой системы. Но и тут присутствуют свои маленькие национальные особенности.
До сих пор большинство брелоков имеют истинно "китайский прищур". Для меня так и осталась загадкой любовь тайваньцев к мелким трудно нажимаемым кнопкам. Европейский вальяжный подход к автомобилю, когда кнопка брелока нажимается "не глядя, на ощупь" с такими брелоками невозможен. Похоже, что производители просто плохо представляют себе, насколько трудно нажимать на нужную кнопку 5-10 раз в день. Возможно, здесь сыграли роль особенности национального восприятия. Наконец, представитель одной из фирм в доверительной беседе заявил мне, что мелкие кнопки результат исследований их инженеров. Дескать, большие кнопки, предполагающие широкое перемещение пальца руки по поверхности брелока, могут существенно нарушить качество передачи сигнала из-за возможного рассогласования передающего контура внешней паразитной емкостью руки. Без комментариев.
Апофеозом китайской линии в дизайне брелоков являются так называемые "баяны", когда 4, 5 или более кнопок брелока располагаются стройными рядами. Тут уж угадать, на какую кнопку следует нажать в той или иной ситуации просто невозможно.
Существует еще одна, европейская (американская) линия в подходе к дизайну брелоков. Редко это связано с передачей готовых пресс-форм или дизайн-проектов тайваньским производителям, чаще это результат простого копирования. На многих стендах я видел образцы, имитирующие брелоки весьма известных фирм. Причем копирование производится, как правило, не по инициативе китайцев. Скорее наоборот. В качестве характерного примера приведу диалог, случившийся на моих глазах. Напомню, я был на правах "производителя", т.е. "своим" для тайваньских продавцов. Поэтому переговоры порой велись в моем присутствии.
Итак, к одному из продавцов подходит покупатель и начинает долгий торг на поставку до 5 тысяч систем в месяц. Это достаточно крупный заказчик, с ним вежливы и обходительны. Напирая на свою значимость, потенциальный покупатель выжимает из продавца все, что может. Когда переговоры вроде бы близятся к концу, заказчик вынимает из кармана эллиптический брелок известной американской фирмы (кстати, ранее удостоившийся приза за дизайн) и заявляет: "…скопируешь этот брелок для своих систем, куплю!".
Надо было видеть продавца! Как он потом мне сказал в приватной беседе, он стажировался некоторое время именно на этой фирме и до сих пор поддерживает прекрасные отношения с одним из ее руководителей. Опять таки, по словам продавца, такие предложения сделать "легкие деньги" на имитации чужой известной продукции являются очень частыми. Причем это будут легкие деньги именно для заказчика, а не для производителя. Короче, сделка не состоялась. Неунывающий заказчик сказал, что найдет другого продавца и, посвистывая, пошел дальше. Лично я уверен, что так оно и будет.
Надо сказать и о датчиках систем. Как я уже говорил, большинство из них обычно комплектуются только шок-сенсорами (иначе - датчиками удара). Тайвань во многом исторически ориентируется на Соединенные Штаты, североамериканский рынок является одним из самых заманчивых (по возможным объемам) для производителей. Однако, этот же рынок диктует свои требования. В данном случае это касается возможных шок-сенсоров с магнитоэлектрическим чувствительным элементом. До сих пор не истек срок патента США на сам принцип такого чувствительного элемента. Оставим в стороне принципы американского патентного права. Нам важен вывод из этого досадного обстоятельства: системы, предполагаемые к продаже в США могут иметь только пьезокерамический чувствительный элемент. А разрабатывать разные датчики для поставок в разные регионы мира не всем под силу.
К сожалению, даже предлагаемые шок-сенсоры с магнитоэлектрическим элементом очень часто сконструированы по упрощенной схеме, когда крепление магнита выполнено на пластиковой или каучуковой основе. Неизбежным является изменение чувствительности шок сенсора при существенном изменении температуры. Очень часто платы датчиков выполнены на одностороннем гетинаксе. Про температурный диапазон применяемых элементов я уже упоминал.
Вообще говоря, стремление к унификации является похвальным, но не всегда способствующим прогрессу явлением. Очень часто разные системы комплектуются одними и теми же датчиками. Мне было интересно увидеть, что наш микроволновой датчик позапрошлого поколения представлен на стендах четырех фирм! Два года назад мы полностью передали его производство нашему тайваньскому партнеру, так как сочли его морально устарелым.
Но самое интересное подстерегало меня, когда я разговорился о датчиках наклона (иначе тилт-сенсорах). Не скрою, мое отношение к таким датчикам довольно скептическое. Однако я допускаю, что часть потребителей может иметь желание установить подобного рода датчик на свой автомобиль. Более того, в заформализованной до предела Европе наличие тилт-сенсора требуется для формального попадания охраны в графу "продвинутых". Грамотное создание тилт-сенсора является достаточно сложной проблемой, хотя результат порой не окупает вложенных денег.
Как же эту проблему решили в Тайване (с учетом сверхжестких ограничений по стоимости)? Очень даже просто! "Вы хочите тилты - их есть у меня!" говорит производитель и предлагает идеально простое устройство. Представьте себе каплю ртути внутри запаянной колбы. На краю колбы в стеклянный корпус впаяны два контакта. Принцип действия очевидно прост: наклонили машину, капля покатилась, замкнула контакты, машина заорала! У вас еще осталось желание, чтобы такой датчик был установлен на вашу автомашину? Правильно, поищите что-нибудь раз в 10-15 дороже.
Про простейшие автомобильные пейджеры даже говорить не приходится. Подавляющее число пейджеров просто копируют один и тот же хорошо известный у нас образец. Как всегда, производители говорят, что частота 433,92 МГц доступна. Но прямой вопрос, каким образом будет осуществляться стабилизация рабочей частоты, чаще остается без ответа. Кое-кто правдиво признается, что может предложить только LC генераторы. Это значит, что ни о какой честной сертификации изделий в России не может идти и речи.
Завершая краткий обзор частей автомобильных охран, придется вернуться собственно к функционированию охранных комплексов. Что сегодня востребовано на рынке, что предлагается и чем это определяется?
Первое - это мода на охранные системы с дистанционным пуском двигателя. Алгоритмы работы чрезвычайно убоги и вряд ли подходят для нашего рынка. Если в брелоке предусмотрена отдельная кнопка для дистанционного пуска, нажатие на эту кнопку снимет автомобиль с охраны и заведет двигатель. Разумеется, такая процедура дистанционного запуска предусмотрена для автомобилей с автоматической коробкой передач. Никакого разговора об охране дистанционно заведенного автомобиля не может быть.
Причины достаточно просты. О невозможности написания сложных алгоритмов, о применении наиболее простых и дешевых процессорах я уже упоминал. Вдобавок, Тайвань в основном ездит на японских автомобилях с автоматической коробкой. Дистанционный запуск используется (исходя из моего опыта) исключительно для охлаждения салона в жаркую погоду "Давай включим кондиционер, пока загружаемся…" неоднократно говорили мне совсем разные люди. Естественно, это происходило прямо на стоянке около выставочного центра, когда мы подходили к автомобилю. Куда им до наших проблем с прогревом автомобиля ночью при минус сорока градусах, когда ни то, что выйти к автомобилю, а из постели вылезать не хочется!
Второе - востребованность дистанционного открывания багажника. Опять таки, чаще всего сопровождающаяся снятием автомобиля с охраны. Правда, в одном месте мне сказали, что можно открыть багажник, не снимая автомобиль с охраны. Естественный вопрос: а что в этом случае, машина заорет? Продавцы почесали затылки, сказали, что это им в голову не приходило, но они могут очень-быстро изменить алгоритм под мои возможные требования.
Отдельная история про квалификацию продавцов. Они очень смутно ориентируются в предлагаемом товаре. Любой сложный вопрос вызывает их телефонный звонок на собственную фирму с целью уточнения. Но и в этом случае ответ не гарантирован. Не вздумайте спрашивать, как процессор защищен от зависания. Вы поставите их просто в неудобное положение! Лучше посмотрите на плату - вам и так станет ясно. Извините, похоже, что я уклонился.
Третье - предложение "двухступенчатого снятия автомобиля с охраны". Под этим сложным понятием, как выяснилось, скрывается так называемый "центральный замок американского типа". Поясню, первое нажатие на кнопку брелока отпирает только водительскую дверь, второе - все остальные.
И дистанционное открывание багажника, и американский центральный замок суть требования именно американского рынка. Не скрою, было приятно отметить, что данные функции (пока не очень нужные отечественному потребителю) в наших системах выполнены намного грамотнее и правильнее.
Что еще запомнилось на выставке. Приемлемый уровень охранных систем предлагается весьма небольшим количеством фирм. Как правило, эти фирмы имеют теснейшие связи с европейскими или американскими разработчиками. Не хочу упоминать эти фирмы, так как на отечественный рынок их системы поставляются совсем под другими торговыми марками. Причем продавцы в доверительных беседах не скрывают, что эту модель продают в Россию под торговой маркой "альфа", а ту - "бета". Есть повод задуматься.
С точки зрения защиты от подбора и перехвата кода рынок (в настоящее время) стабилен, как никогда. Подавляющее число производителей перешло на систему кодирования KeeLoq. Никаких данных, что данная система кодирования была преодолена (вскрыта), нет. Некоторая часть производителей упоминает, правда, о своих новых "разработках" в этой области. Опять-таки, в кулуарах все они честно признаются, что в основе лежит все тот же алгоритм KeeLoq (первоначально разработанный южноафриканской фирмой Nanoteq, а позже за совершенно безумные деньги перекупленный компанией Microchip). Но, черт побери, мы используем именно этот алгоритм с 1994 года! Значит, выбор был абсолютно точен!
Продолжаются попытки продвинуть на рынке системы двусторонней связи с автомобилем. Сегодня продавцы уже перешли на "еврочастоту", но свои перспективы оценивают весьма скептически. Однако, попыток завоевать рынок пока еще не прекращают.
На рынке глобального спутникового мониторинга угнанных автомобилей царит некоторое затишье. Из конкурирующих систем была представлена только одна. Интересным оказалось, что представлявшие ее разработчики находились на выставке на тех же правах, что и я. Они представляли свой проект совместно со своим тайваньским производителем. По их словам, инвестиции в такие программы должны быть настолько велики, что в ближайшие 3-5 лет в России спутниковый мониторинг не появится.
Наконец совершенно потрясло количество предложений миниатюрных код-грабберов (иначе - дубликаторов брелоков). Я насчитал 8 фирм предлагающих этот вид продукции. В наиболее элегантной форме такой дубликатор выглядит как обычный брелок. Для копирования кода достаточно положить рядом копируемый брелок и брелок-дубликатор и нажать на их кнопки одновременно. Процедура закончена. По словам производителей дубликаторов, их изделия могут копировать до 85% брелоков с постоянным кодом.
Интересно, что тайваньские законы не запрещают выпуск подобного рода устройств. Стоимость дубликатора всего 6 долларов. Я вряд ли сообщу что-нибудь новое заправилам уголовного мира, а российским владельцам автомобильных охран хочу дать один прямой совет. Если у вас на машине установлена охрана с постоянным (фиксированным) кодом, НИКОГДА, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не выпускайте брелок из рук. Скопировать код вашего брелока - дело одной-двух секунд.
И еще одно финальное замечание. Поверьте мне, отечественные разработки не только не уступают, но и далеко превосходят современный уровень автомобильных охранных систем. Я сам испытал это, так как неоднократно изначально скептическое отношение европейских и американских дилеров ("…чего вы там можете в вашей дикой России…") на глазах сменялось изумлением и неподдельным восторгом. Беседа, начинавшаяся с вежливого официального интереса, как правило, заканчивалась достаточно тонкими профессиональными дискуссиями и аккуратнейшими записями представленного "брэнда".
Поэтому я призываю всех отечественных разработчиков не стесняться принять участие в следующей выставке AMPA'2000. И тогда над Тайпеем взовьется наш флаг!
|